Язык:

«Микро-80» — современная реплика компьютера

Tags:
Comments: No Comments
Published on: 28/08/2016

Компьютер «Микро-80» был создан в Советском Союзе в 1980 командой энтузиастов. В 1982 году журнал «Радио» начал публикацию схем и описаний этого компьютера. По сути, это был первый доступный персональный компьютер в СССР. В то время только единицы в стране имели взможность установить дома компьютер. Это были либо привезенные из-за границы экземпляры, либо промышленные настольные компьютеры.

Полностью собранный компьютер «Микро-80» содержал около 200 микросхем. Не так много людей решились повторить эту сложную схему и этим было ограничено его массовое распространение.

Вот фотография одного из авторов этого компьютера — Сергея Николаевича Попова — со своим детищем (фотография взята с сайта zxbyte.ru):

Используя мою платформу Retrobyte, я решил повторить этот компьютер, но с использованием современных компонентов. Благодаря ПЛИС, мне удалось уложиться в 7 микросхем. Так выглядит моя версия этого компьютера:

m80_1На этой фотографии видно, что сам компьютер занимает меньшую часть корпуса — размер платы всего 10х10см:

m80_5
Характеристики оригинального компьютера таковы:

  • Процессор: КР580ВМ80А (аналог Intel 8080)
  • Память: 64 КБ ОЗУ (55 КБ доступно пользователю), 2 КБ ПЗУ
  • Устройство вывода: бытовой телевизор — 64 х 32 черно-белых символа
  • Внешнее запоминающее устройство: бытовой кассетный магнитофон (скорость обмена — 1500 бод)

В дополнение к этому, моя версия компютера имеет:

  • Две версии ПЗУ — одна с классическим МОНИТОРом «Микро-80» и вторая с МОНИТОРом совместимым с «Радио-86РК» («М/80К»). ПЗУ выбирается тумблером перед включением компьютера.
  • При выборе МОНИТОРа «Микро-80», БЕЙСИК уже загружен в ОЗУ при включении компьютера и может быть запущен командой G.
  • Телевизионный видео-сигнал дублируется на разъемы RCA и S-Video.
  • Возможность вывода видео на VGA дисплей (используется режим 1024 х 768 70Hz) — выбирается тумблером.
  • Возможность использования внешней клавиатуры PS/2 — также выбирается тумблером.
  • Установлен динамик, на который дублируется сигнал с магнитофонного входа и выхода (может быть отключен).
  • Контроллер SD карт от vinxru с адаптацией к «Микро-80» от vlad6502. (огромная благодарность им двоим за их работу!).

SD карта работает только с МОНИТОРом «М/80К» так как в нем реализован доступ к внешнему ПЗУ, используемуму в контроллере.

Для доступа к содержимому SD карты используется удобная оболочка написанная vinxru и адаптированная к «Микро-80» vlad6502. Я лишь изменил в ней размер экрана с 25 строк на 32 строки.

Для запуска оболочки надо загрузить и запустить загрузчик командами R0,FF и G. В загрузчике я изменил адреса портов, так как vlad6502 использует инвертированные биты адресной шины А0 и А1 в своем варианте «Микро-80» по сравнению со стандартным вариантом. Также я устранил ошибку, которая не переключала направление передачи внешнего порта.

Контроллер представляет из себя небольшую плату с Atmega8L, которая подключена к слоту SD карт платы Retrobyte и к выходам ПЛИС на этой плате. Этот микроконтроллер работает от 3.3В, так что может быть подключен напрямую и к ПЛИС, и к SD карте. Я немного ошибся с размерами этой платы, так что пришлось использовать провода, чтобы подсоединить ее.

По какой-то причине мой китайский USBASP отказался прошивать микроконтроллер Atmega8L, так что пришлось использовать Arduino Nano для этой задачи.

Процессор КР580ВМ80А (аналог Intel 8080) также зашит в ПЛИС. Vslav выполнил реверс-инжениринг этого процесора и создал его точную копию на ПЛИС: https://habrahabr.ru/post/249613/ , которой я и воспользовался в этом проекте.

Клавиатуру я сделал из обычных тактильных кнопок (12 х 12 мм), которые припаиваются к печатной плате. Заказывать плату такого размера достаточно накладно и я изготовил её самостоятельно. Попытка перенести рисунок на плату такого размера с помощью тонера лазерного принтера оказалась неудачной — не удалось добиться равномерности переноса на всей площади. Местами тонер отслаивался или сдвигался.

Это было хорошим поводом испытать для себя новую технологию — фоторезист. Я купил одностороннюю плату с уже нанесенным фоторесистом и закрепитель к ней. Засвечивал обычной люминисцентной лампой. Время засветки подобрал на отрезанном кусочке платы, где нанес метки со временем, открывая их постепенно во время засветки. После проявки образца, время было выбрано для основной платы по меткам наилучшего качества.

Результат мне понравился и я пожалуй предпочту этот метод переносу тонера для будущих проектов.

После травления, я залудил плату, нанеся тонкий слой смеси старой паяльной пасты и жидкого флюса и прогрев ее термофеном. Далее я просверлил более 350 отверстий в плате под кнопки.

Плата клавиатуры
Плата клавиатуры

На ebay я заказал прозрачные колпачки для кнопок, чтобы можно было добавить надписи. Когда они пришли, то оказались слишком маленькие и мне пришлось распечатать на 3D принтере рамки для колпачков, чтобы увеличить их площадь под пальцы. Кнопку «Пробел» я тоже напечатал и установил ее на две кнопки.

В результате, клавиатура получилась компактной:

Плата клавиатуры с клавишами
Плата клавиатуры с клавишами

Я сохранил раскладку и расположение клавиш журнального варианта компьютера, но добавил кнопку «СБРОС», а также вместо фиксируемой кнопки «РУС», я установил обычную, которая переключает раскладку по нажатию. Для индикации текущего режима РУС/ЛАТ я добавил светодиод индикации на клавиатуре (желтый), а также светодиод питания (красный) и светодиод индикации обращения к SD карте (зеленый).

Хотя клавиатура и получилась функциональная, тактильные клавиши все же не лучший выбор — у них маленький ход и они «гуляют» под пальцами при нажатии. Для следующего проекта я попробую другое решение.

Клавиатура установлена в корпус
Клавиатура установлена в корпус

Корпус я спроектировал в Autodesk Fusion 360. Это был мой первый опыт работы с этой программой и она мне очень понравилась. Она бесплатна для использования в хобби. Я экспортировал платы Retrobyte и клавиатуры из KiCAD, где я их разработал, в FreeCAD и оттуда в Fusion 360. Далее оставалось только построить корпус вокруг этих плат. Корпус едва вместился на рабочей поверхности моего 3D принтера. Я печатал его PLA так как не был уверен, что ABS на такой площади не отклеится по краям от рабочей поверхности принтера. Кроме того, PLA прочнее и менее подвержен деформации, что важно для относительно тонкостенных корпусов.

m80_8

Для «Микро-80» существует не так много программ. Некоторые программы от «Радио-86РК» могут быть запущены и на «Микро-80», но все же большинство из-них требуют доработки (в основном из-за отображения курсора или обработки нажатых клавиш). Я адаптировал несколько из них и планирую сделать о них отдельный пост. А пока некоторые фотографии экрана работающего компьютера:

Оригинальный МОНИТОР
Оригинальный МОНИТОР

Интерпретатор БЕЙСИКа
Интерпретатор БЕЙСИКа

МОНИТОР 1987 года (совместимый с РК86)
Новый МОНИТОР 1987 года (совместимый с РК86)

Оболочка для работы с SD картами
Оболочка для работы с SD картами

Игра ЦИРК (адаптирована с РК86)
Игра ЦИРК (адаптирована мной с РК86)

Игра ТЕТРИС (адаптирована с РК-86)
Игра ТЕТРИС (адаптирована мной с РК-86)

А в этом архиве содержимое SD карты со всем необходимым для запуска оболочки и программами для «Микро-80»: sd_mikro80.

До встречи в эфире!

No Comments
  1. […] Zaikin] made a modern reproduction of an early-80s Soviet hobbyist home computer. Although the design was open, indeed it was […]

  2. […] Zaikin] made a modern reproduction of an early-80s Soviet hobbyist residence pc. Though the design was open, certainly it was revealed […]

Добавить комментарий

Welcome , today is Пятница, 07/12/2018

Language:

Computer “Mikro-80” – a modern replica

Tags:
Comments: No Comments
Published on: 28/08/2016

The computer “Mikro-80” was made in the Soviet Union in 1980 by a team of enthusiasts before in 1982, the magazine “Radio” began publishing its documentations and schematics. In a nutshell, this was the first accessible personal computer in the USSR; in that era, only single digits of people in the country had the ability to install a home computer – there were only either imported units, or enterprise-grade table computers.

A complete “Mikro-80” contained about 200 microchips. Very few people opted to replicate this complex design; due to this, its popularity was fairly limited.

This is a photo of one of the computer’s authors, Sergey Nikolaevich Popov, with his “child” (photograph retrieved from ‪zxbyte.ru‬‬‬‬‬‬):

Using my newly developed platform Retrobyte, I decided to replicate this computer using modern components. Thanks to the FPGA, I ended up having to use only 7 microchips. This is how my version of the computer looks like:

m80_1

On this photograph, it can be seen that the computer takes up the smaller portion of the case – the size of the board is only 10x10cm:

m80_5
The specifications of the original model are as such:

  • Processor: KR580VM80A (Intel 8080 clone)
  • Memory: 64 KB RAM (55KB is accessible by the user), 2 KB ROM
  • Output device: home television – 64 x 32 black and white characters
  • External memory device: a home tape cassette (speed of exchange – 1500 baud)

In addition to this, my version of the computer has:

  • 2 versions of ROM’s – one with the classic “Mikro-80” MONITOR and the second with a MONITOR compatible with the “Radio-86RK” computer (“M/80K”). The ROM is chosen by the toggle switch before the computer’s startup.
  • When the original MONITOR “Mikro-80” is chosen, BASIC is loaded onto the ROM before the computer is turned on and can be launched with the command G.
  • There are RCA and S-Video outputs for video signal
  • An option to output to a VGA display (using the resolution of 1024 x 768 and refresh rate of 70Hz) instead of TV is chosen by the toggle switch.
  • The ability to use an external PS/2 keyboard – this is also selected by the toggle switch.
  • A speaker was installed, to which the signal from the cassette input and output is copied to (this can be turned off).
  • The SD card’s controller initially designed vinxru with the “Mikro-80” adaptation by vlad6502 (massive thanks to those two for their work!).

The SD card only works with the “M/80K” MONITOR, since the ability to use the external ROM implemented by the controller is realised by it.

To access the contents of the SD card a useful shell written by vinxru and adapted to the “Micro-80” by vlad6502 is also used. I only changed the screen size from 25 lines to 32.

To launch the shell, you need to load and launch the loader with the commands R0,FF and G. In the loader, I changed the port addresses, since vlad6502 uses the inverted bits A0 and A1 of the address bus in the “Micro-80” version in comparison to the standard variant. Also, I removed a mistake in the desing of the controller, which consisted of the inability to change the directions of the output of the external port.

The controller itself is a small board with Atmega8L micro controller on it, which is connected to the SD card of Retrobyte board and to the FPGA outputs on it. This micro-controller functions at 3.3V voltage, so it can be directly connected to the FPGA and SD card. I made a small mistake with the controller board sizes, so I had to use wires to connect it.

For some reason, my Chinese USBASP programmer refused to upload the firmware onto the micro-controller Atmega8L, so the Arduino Nano was used for this instead.

The processor КР580ВМ80А (Intel 8080’s clone) is also threaded into the FPGA. Vslav performed a reverse-engineer of the processor and made its exact FPGA copy: https://habrahabr.ru/post/249613/, which I used in this project.

The keyboard was made with ordinary tactile buttons (12 x 12 mm), which were soldered onto the PCB. Ordering a board with that size would be much too expensive, so I made it myself. Attempts to transfer the image onto a PCB of that size using a laser printer were unsuccessful – the transfer onto the board was not consistent throughout its whole area. In some places, the toner peeled away or shifted slightly.

Al of this was a good reason to try the new ‘photo-etching’ technology. I bought a one-sided board with the photoresist film already on it, as well as a solution to develop it. I lit the board with an ordinary luminescent lamp. The time that the board was exposed to light was deduced using a small piece of it; that piece was exposed to light as time passed. After the small cut-off was fully developed, the time for the main PCB was chosen judging from the best-quality marks on the test piece.

I liked the result; now this is my preferred method for any future projects.

After the board was etched, I tinned the board, applying a mixture of old soldering paste and liquid flux, before heating it with a thermal fan. Next, I drilled over 350 holes in the board for the buttons.

The Keyboard's PCB
The Keyboard’s PCB

I also ordered some transparent caps for the buttons, so it would be possible to add labels. When they arrived, they turned out to be too small; I had to 3D print frames for the caps to increase their area for the fingers. The “Spacebar” button I also printed out and mounted onto two of the buttons.

As a result, the keyboard was very compact:

The Keyboard's PCB with buttons
The Keyboard’s PCB with buttons

I kept the layout and positioning of the keys from the magazine version of this computer, except I also added a “RESET” button; additionally, instead of the toggle “RUS” button, I installed a usual button. To indicate the current status (RUS/LAT), I added an indicator LED on the keyboard (yellow), and another one to indicate SD card access (green).

Even though the finished keyboard functioned well, the tactile buttons were not the best choice after all – they have little pressing motion and they shift under the fingers when they are pressed. I will probably try out another solution for the next project.

Keyboard installed in enclosure
Keyboard installed in enclosure

I created the enclosure for the computer in Autodesk Fusion 360. This was my first try of this program; it’s free for hobby use and I greatly enjoyed using it. I exported the PCBs of Retrobyte and the keyboard from KiCAD (where I worked on them) into FreeCAD and from there into Fusion 360. All that was left was to create the body around those boards. The keyboard housing just barely fit onto the working space of my 3D printer. I printed it in PLA since I couldn’t be sure that the ABS wouldn’t warp at the edges of the printer’s working space. Additionally, the PLA is sturdier and less prone to deformation which is important for relatively thin-walled cases like this one.

m80_8

Not very many programs exist for the “Mikro-80”. Some programs from the “Radio-86RK” computer can also be launched on the “Mikro-80”, but even then most of them require some degree of modification (mainly due to the way “Mikro-80” shows the cursor or its processing of the keypresses). I adapted some and plan to make a separate post about them. For now, here are some photographs of the working computer’s screen:

Original MONITOR
Original MONITOR

BASIC's interpreter
BASIC’s interpreter

Year 1987 new MONITOR (compatible with the RK86 computer)
Year 1987 new MONITOR (compatible with the RK86 computer)

Shell for operating with SD cards
Shell for operating with SD cards

CIRCUS (the game I have adapted from the RK86)
CIRCUS (the game I have adapted from the RK86)

TETRIS (the game I have adapted from the RK86 computer)
TETRIS (the game I have adapted from the RK86 computer)

Here is the content of the SD card which has all necessary files to run SD shell and programs that can be run on “Mikro-80” computer: sd_mikro80.

Catch you later!

No Comments
  1. […] Zaikin] made a modern reproduction of an early-80s Soviet hobbyist home computer. Although the design was open, indeed it was […]

  2. […] Zaikin] made a modern reproduction of an early-80s Soviet hobbyist residence pc. Though the design was open, certainly it was revealed […]

Leave a Reply

Welcome , today is Wednesday, 27/09/2017