Язык:

Агат-7. Введение.

Tags: No Tags
Comments: No Comments
Published on: 02/04/2012

Потренировавшись на «ЮТ-88», давайте перейдем к более серьезному проекту — разработаем и соберем реплику другого советского компьютера — Агат-7. Но для начала я хочу сказать пару слов об этом интересном компьютере.

 Computer Agat-7

Агат-7 серийно начал выпускаться в 1984 году. Технические характеристики базовой комплектации были такие:

  • Процессор: 8-разрядный, 6502.
  • Тактовая частота 1 МГц.
  • Память: ПЗУ 2 КБ (хранила ПО «Системный монитор»); ОЗУ 96 КБ, но могла расширяться установкой дополнительных модулей памяти.
  • Системный блок: содержит узлы электронной схемы, блок питания и один или два НГМД (объём хранимых данных — 140 К или 840 К). Габаритные размеры — 500×351×195 мм, масса — 8,7 кг. Питание — 220 В, потребляемая мощность — 60 Вт.
  • Клавиатура: внешняя, 74 клавиши. Габаритные размеры 480×172×65 мм, масса — 1,1 кг.
  • Монитор: цветные мониторы с диагональю экрана 32 см на базе серийных телевизоров «Шилялис» и «Юность-404».
  • Поддерживались два текстовых режима (32 х 32 — 16 цветов и 64 х 32 — ч/б) и 3 графических режима (16-ти цветные 64 х 64 точек и 128 х 128 точек, а так же черно-белый 256 х 256 точек)
  • Могли подключаться матричные принтеры D100 (Польша), CTI CPA-80, CPF-H80 (Япония), Epson FX-85, FX-800, LX-800 (Япония), СМ6337, МС6313 (СССР).
  • В комплект поставки входили два игровых пульта.

 

Это не был хобби-компьютер. Он выпускался серийно и был весьма дорог для домашнего использования — 3900 рублей. Это больше чем половина цены автомобиля «Жигули» в то время. В основном он поставлялся в школы и учреждения, где и приобрел большое число своих поклонников. Я познакомился с этим компьютером во второй половине 80-х в компьютерном клубе в Лианозово в Москве. Это был первый компьютер в моей жизни.

Агат-7 имел модульную конструкцию в основе которой лежала «материнская» плата с семью разъёмами расширения пронумерованных от 0 до 6. В разъёме 1 всегда стояла процессорная плата с процессором 6502 и памятью 32КБ.

В разъём 0 могла устанавливаться плата расширения «Ячейка 121», которая имела собственное ОЗУ и видоадаптер с графическими режимами компьютера Apple-][+ и позволяла запускать игры и программы от него.

В разъём 2 ставился модуль ЭмПЗУ (32КБ), а в разъём 4 — модуль ДопОЗУ (32КБ). Таким образом общий объем ОЗУ и составлял 96КБ. Оба модуля идентичны. Отличие только в конфигурации перемычек на них. Модуль ЭмПЗУ позволяет использовать его в режиме защиты от записи. Кроме того, он может заменять собой ПЗУ таким образом изменяя программу начальной загрузки компьютера.

Разъём 3 содержал контроллер дисковода 140К, а разъём 5 — контроллер дисковода 840К, если таковой был установлен.

В разъём 6 могли устанавливаться прочие платы расширения, например плата последовательного-параллельного интерфейса для коммуникации с внешними устройствами, такими как другой компьютер, принтер или даже мышь.

Кроме того, компьютер имел встроенный динамик и магнитофонный вход/выход, который однако почти никогда не использовался.

В компьютер обычно устанавливался клон процессора 6502 выпускаемый в Болгарии.

Однако существовала и ранняя версия этого компьютера — с процессором полностью собранном на дискретных компонентах! Он был на треть медленнее, чем оригинальный 6502, но обладал расширенными инструкциями.

В отличие от «ЮТ-88», для этого компьютера было создано огромное количество интересных программ и их адаптаций с компьютера Apple-][. Я уверен, что многие с удовольствием попробовали бы их на живом компьютере с реальным процессором. Если будет достаточный интерес к проекту, то в конце, я надеюсь, удастся сделать кит для сборки всеми желающими.

Огромное количество информации об этом компьютере вы можете найти в Википедии, а так же на этом замечательном сайте посвященном компьютерам Агат.

В следющем посте мы обсудим концепцию реплики этого замечательного компьютера. До встречи!

Добавить комментарий

Welcome , today is Четверг, 01/10/2020

Language:

Agat-7. Introduction.

Tags: No Tags
Comments: No Comments
Published on: 02/04/2012

After the trial project of the “UT-88′ computer, lets start with a much more serious project. We will design and build another Soviet computer – AGAT-7. In this case the DE1 board will be used only for prototyping – the computer will be built on its own board. So, lets see what this computer was.

Computer Agat-7

The manufacturing of the Agat-7 computer started in the USSR in 1984. In basic configuration it had following specifications:

  • CPU: 8-bit, 6502.
  • CPU frequency: 1 MHz.
  • Memory: ROM 2 Kbytes (for the system program); RAM 96 Kbytes, but can be expanded with additional cards.
  • System case had computer boards, power supply unit and one or two floppy-drives (140 Kbytes or 840 Kbytes). Its size was — 500×351×195 mm, weight — 8.7 kg. It required 220 volts power supply and had 60W power consumption.
  • External 74-keys keyboard. Its size 480×172×65 mm, weight — 1.1 kg.
  • Display: colour with 32 cm diagonal, based on TV sets «Shilyalis» or «Youth-404».
  • It supported two text modes (32 х 32 – 16 colours and 64 х 32 – b/w) and three graphic modes (16 colours 64 х 64 pixels and 128 х 128 pixels, and black&white 256 х 256 pixels)
  • The following matrix printers could be connected to the computer: D100 (Poland), CTI CPA-80, CPF-H80 (Japan), Epson FX-85, FX-800, LX-800 (Japan), SM6337, MS6313 (USSR).
  • Two one-axis game units were included with the computer.

 

It wasn’t a hobbiest conputer. It was very expensive for home users – 3,900 rubles, which is more than a half of a “LADA” car price in the Soviet Union at that time. Usialy it was supplied to schools and organisations where it achieved a lot of fans. As for me, the first time I tried Agat-7 was in the second half of 80’s in a computer club in Moscow. And it was the first computer in my life that I tried.

Agat-7 had a mother board and extension cards – very similar to modern computers. The motherboard has 7 slots numbered from 0 to 6. Slot 1 was always occupied by CPU module with 6502 processor and 32Kbytes of RAM.

Slot 0 could be used for so called “Cell 121” extension board. This board had its own RAM and video adapter with Apple-][+ graphic modes and allowed to launch programs and games from this computer on Agat-7

32 Kbytes ROM emulation module usualy was installed in the slot 2, and extended 32 Kbytes RAM module – in the slot 4. So, all togeather with CPU module they made 96Kbytes of memory. These two boards were the same – the only difference was jumpers setup on them. ROM emulation mode allowed to use it as write protected memory. Also, it could replace computer setup program from ROM. It added quite a lot of flexibility to Agat-7.

140K floppy-drive controller normaly occuoied slot 3, while 840K floppy-drive – slot 5.

Slot 6 was could be used for other extension board. For instance, it could be a serial-parallel interface board which allowed the computer to communicate with other devises such as another computer, printer or even a mouse!

Also, Agat-7 had a speaker and a tape in/out port, which almost never had been used.

A Bulgarian clone of the 6502 processor (CM630) was most often used in Agat-7.

But interestingly, there was an early version of the computer that had a CPU module made only on descrete components, which were simulated 6502 CPU! This “CPU” was 30% slower than 6502 but had some additional instructions. It was done because of a shortage in 6502 compatable processors in USSR at that time.

Opposit to “UT-88”, there were a lot of programs for Agat-7. Also, some Apple-][ programs were adapted. I’m sure that there are a lot of people who would like to try this computer now. In case if enough interest to the project is expressed, a kit for DIY will be created.

Some more information about this computer you can find in Wikipedia.

In the next post we will discuss a concept of the computer, what it will include and what solutions will be used. See ya!

Leave a Reply

Welcome , today is Wednesday, 29/03/2017